О Боромире

Михаил Белов
4 min readOct 12, 2019

--

Хотя каждый мнит себя Арагорном

Питер Джексон взял на роль Боромира актёра, как никакого другого более подходящего для смерти почти что в самом начале действия. Тем не менее роль Шона Бина впечатлила меня не менее роли Шона Астина, сыгравшего Сэма.

Боромир во “Властелине Колец”- персонаж особенный. Этот персонаж, его качества, могут преподать нам урок не менее ценный, чем те, что мы извлекаем, размышляя над другими героями книги и фильмов- его интеллигентным братом Фарамиром, преданным добряком Сэмом, мудрым Гэндальфом, проницательным и чистосердечным Арагорном или смекалистыми весельчаками Мери и Пипином. Боромир выделяется из девятки хранителей так же сильно, как и Фродо, так же сломившийся под волей кольца, но так долго державшийся доброй стороны. Выделяется он одним своим качеством, которое я назову словом, смысл коего мы все привыкли понимать несколько иначе. Боромир, каким бы вам странным это ни показалось, самый человечный персонаж. Но человечный здесь не означает, что у него золотое сердце, широкая душа, что он мухи не обидит и последнюю рубаху снимет. Нет, мы все знаем что он не таков. Но под “человечным” я подразумеваю, что наш сегодняшний герой больше всех других походит на обычного человека из реальной жизни, ну если только исключить его способности рубить толпы орков.

Не создавая кумиров ни из кого, мы, тем не менее, вдохновляемся примерами реальных или вымышленных героев, будь то отец, крёстный, Игорь Сикорский, апостол Павел, Фарамир или Оби Ван Кеноби. А в детстве мы может даже и ассоциируем себя с кем-то, но вот Боромиром не хочет быть никто. “Здоровенный лоб пытается отобрать у маленького Хоббита кольцо- какая низость, какое бесчестье! Застрелили его орки- и поделом!”- вот что мы думаем, не правда ли? Но, как сказал Гэндальф: “Многие из живущих достойны смерти, а многие из умерших — жизни. Ты можешь возвращать к жизни? То-то же. Тогда и не спеши осуждать на смерть.”.

Отбросим эмоции в сторону и вспомним, зачем Боромиру кольцо. Боромир вместе со своим братом всю жизнь посвятили своему ближнему в самом широком, христианском смысле этого слова. Они сражались со злом, и им невыносимо больно было видеть, как день ото дня погибают их люди, как не только над их царством, но и над всем человечеством нависает угроза неотвратимой гибели. И вот он видит оружие небывалой мощи, способное принести победу добру. Слабо осведомлённый о страшной злой воле кольца, или не особо в неё верящий, Боромир руководствуется исключительно добрыми, чистыми как слеза эльфа намерениями. Свою страшную ошибку, своё малодушие, свою чудовищность он осознаёт лишь по отступлении рокового наваждения, когда невидимый Фродо уносит от него предмет искушения прочь. Неважно, как много грязных тварей зарубил Боромир, неважно, сколь доблестны были его победы над лихом Мордора, неважно, как сильно его взаимно любили отец, брат и люди Гондора. Боромир слаб. Он слаб и жалок не меньше чем тщедушный Смеагол. Но он осознал свой грех, и раскаяние его было велико. Однако появись снова в его досягаемости кольцо, помнил бы он о своём раскаянии, смог бы он в следующий раз справиться с этим искушением и победить свою слабость? История не даёт нам ответ на этот вопрос. Боромир героически погибает, спасая маленьких Хоббитов, собрата которых он так страшно обидел несколько минут назад.

Реальный человек греховен. Каждый одержим теми или иными демонами. При всём своём разумении, человек теряет нравственность попав под удар искушения. Найдя в себе силы он победит в одном сражении, но потерпит ужасное поражение в другом. Лишь прилагая нечеловеческие усилия, человек встаёт на тернистый, скользкий и узкий путь исправления; но встать мало, нужно ещё и идти. Как часто мы, руководствуясь благими намерениями, лишь сеем злобу и обиду в собственном доме? А как часто наши страсти начинают огорчать родных нам людей? Это лишь пара из бесконечной вереницы примеров. Как ни крути- тот или иной грех наносит урон нам, и через нас- нашим близким, и хорошо, когда мы это осознаём, примиряемся и лезем из кожи вон ради исправления. А ведь иной раз мы лишь через много лет с ужасом понимаем всю глубину нашего падения, наших заблуждений и тех ран, что мы нанесли себе и ближним, как бы мы не обманывались тем, что наши “мелкие проступки” касаются лишь нас.

А ещё Боромир считал себя лучше Арагорна. Ведь он-то, Боромир, сражался за добро, искренне радел за отечество, здоровья своего не щадил, проливая кровь за друзей, в то время как последний скитался по cеверам, будто трус и бездельник. Боромир знал что делать. Он ясно понимал, как одолеть зло. И как же ему повезло, что он при жизни осознал всю пропасть своих заблуждений, и при том осознал не на смертном одре, а оказавшись в здравом уме.

Каждый мнит себя Арагорном или Фарамиром, но мы слишком жалки и несовершенны чтобы претендовать на столь высокие роли. Но всё же глубоко в нас есть доблесть, сила, мужество и, самое главное- разум бороться со скверными порождениями нашей несовершенной природы. Так чем кормить своих демонов и закончить жить в Дэнеторовском безумии, не лучше ли молиться об обретении этих прекрасных качеств, подняться с колен, отряхнуться от осенней листвы и встать на пусть исправления прежде, чем до нас доберутся орки. И не дай Бог нам снова на глаза попадётся это проклятое кольцо.

Берегите себя.

--

--